?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

миф о пещере

Б. Бертолуччи. Мечтатели. The Dreamers
Великобритания - Франция - Италия, 2003
в ролях Майкл Питт, Ева Грин, Луи Гаррель, Джон Гилберт
115 мин.

Этот самый нашумевший фильм последнего времени вызвал у кинообщественности довольно стереотипную реакцию – недоумения. Констатировали странную натянутость сюжета, ходульность персонажей, примитивность диалога. Высказывалась мысль, что Бертолуччи высмеивает свои левацкие взгляды конца 60-ых (ниже приводятся характерные цитаты из статьи Дмитрия Десятерика «Контрреволюционер», http://www.russ.ru/culture/cinema/20040317.html). С констатацией вполне можно согласиться, но не с негативной оценкой. Мне представляется, что эти квазинедостатки фильма на самом деле являются его достоинствами.

Для Бертолуччи парадигматичным является платоновский миф о пещере. Платон изобразил нечто вроде кинотеатра, в котором прикованные к креслам зрители созерцают происходящее на экране, не подозревая, что это лишь кажимость, проекция чего-то более реального. Сотериология платоновской философии как раз и заключается в поиске движения к реальности. Этот миф излагается в самом знаменитом фильме «Конформист», герой фильма (Ж.-Л. Трентиньян) пишет о нем работу. Однако этот же миф проявляется в самом сюжете фильма. Герою кажется, что он в детстве убил клеющего его педофила (Пьер Клементи). Не в силах вынести мук совести, страшась исповедаться, герой замыкается в пещере конформизма (фашизма) – состоянии, в котором с человека снимается личная ответственность, устраняется «химера совести» (с) Геббельс. Конформист может не задумываясь выполнять любой приказ, поскольку ответственность лежит на приказывающем. В конечном итоге герой убивает своего учителя, видного антифашиста. Однако в тот день, когда союзники вошли в Рим и пала пещера фашизма, в которой грезил о своем величии итальянский народ, разрушилась и пещера личного конформизма персонажа, встретившего среди толпы внезапно прозревших римлян того самого педофила, живого и здорового.
«Стратегия паука» изображает пещеру революционной мифологии. Прославленный герой в реальности оказывается предателем, и в движении к этой истине заключается фабула фильма.
В «Двадцатом веке» двое друзей детства оказываются в разных социальных пещерах – крупных землевладельцев и батраков. Это два разных мира, из которых невозможно выйти на некое единое поле реальности, фундирующей компромисс. Единственное, что остается – это непримиримая борьба.
В «Последнем танго в Париже» изображаются пещеры мужского и женского.
В «Под покровом небес» герой-композитор стремиться выбраться из пещеры европейской цивилизации в обнаженную пустыню, в которой небо и земля, боги и люди образуют четверицу бытия. Не выдерживая напряженности открывшейся ему реальности, герой гибнет, однако его жена перескакивает из европейской пещеры в пещеру торговцев-бедуинов.
В «Последнем императоре» герой живет в пещере Запретного Города, однако затем ему предстоит оказаться в гуще исторических событий.
В «Ускользающей красоте» героиня стремиться вырваться из пещеры своей инфантильности, желая отыскать своего реального отца, и тем самым обрасти второе рождение.
В «Осажденных» герой редко выходит из роскошной квартиры-пещеры, увешанной гобеленами и картинами. Героиня полностью погружена в раздумия о судьбах своей родины и репрессированного мужа. Весь фильм они стараются обрести контакт (интерсубъективную реальность).
В «Мечтателях» мифология пещеры эксплицирована наиболее ярко. Персонажи фильма практически живут в киномире. Происходящее на экране для них подлинная реальность, а жизнь (опять в роскошной квартире-пещере!) представляет собой копирование. Именно для демонстрации этого служат упомянутые натянутость сюжета, ходульность персонажей, примитивность диалога. Одновременно брат и сестра находятся в инцестуозной пещере своего сиамского близнечества. Апофеоз пещеры – пещера в пещере – сооружаемая в квартире палатка, в которой, как в утробе, засыпают пьяные и обнаженные Метью, Изабель и Тео.
Кстати, в том, что жизнь подражает Идеям, мы убедились на своем опыте. На следующий день, после того, как мы созерцали в «Мечтателях» акцию протеста против смещения Анри Ланглуа с поста директора Парижской синематеки, состоялась аналогичная акция на пушкинской площади, против приватизации графом МихАлковым помещений «Музея кино».
К.Б.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
nastin
Sep. 7th, 2004 05:12 am (UTC)
спасибо:))) классный коммент к Мечтателям:))
mariannah
Sep. 7th, 2004 05:15 am (UTC)
Нема за шо.
Только это не коммент, а конспект исследования "Миф о пещере в кинематографе Б. Бертолуччи".
Паша, а где Вы Марьянку Дима писал вывесили?
К.
nastin
Sep. 7th, 2004 06:42 am (UTC)
http://music.lib.ru/file/s/slowwwo/slowwwo-marianna_gejde_-_sedatiki_s_alkogolem-2.mp3

это, в сущности, прикол: 64 Кб/с голос очень просто без изысков смикширован с музычкой Миллса... даже без попадания в такт - да это здесь и не нужно. просто я услышал, как Мари читает "седатики" и как-то сразу вспомнил эту старую музычку:)))))

Вот если бы вы записались через нормальный микрофон да на минидиск, как доктор прописал! -вот это было бы да! но я еще попробую эти записи привети в радиоприемлемый вид.

Про записи: это и ДК касается тоже!!! угу!
mariannah
Sep. 8th, 2004 12:07 am (UTC)
Слушали, слушали. Идея показалась ОЧЕНЬ интересной, но Марьяну смутили ее запинки и пр.
К.
nastin
Sep. 8th, 2004 02:30 am (UTC)
в них вся фишка. если бы запинок не было их пришлось бы вставлять :))))
mariannah
Sep. 9th, 2004 04:02 am (UTC)
Агри.
Но попробуй переубеди Марьяшу.
К.
nastin
Sep. 9th, 2004 06:46 am (UTC)
Костя, а Марьяна долго дуться будет или недолго? :))
dkuzmin
Sep. 7th, 2004 06:36 am (UTC)
Все бы это было хорошо, если бы не то обстоятельство, что схема мечтателей воспроизводит один в один схему "Поколения игры в Doom" Грегга Араки.
mariannah
Sep. 8th, 2004 12:06 am (UTC)
Скорее напоминает в самом общем виде. Два мальчика плюс девочка. Мало ли где такая формула встречается. В Вашем последнем стихотворении, в моем стишке The doom generation.
Но как это противоречит моей идее о парадигматичности платоновского мифа для Бертолуччи - не понял.
К.
dkuzmin
Sep. 8th, 2004 05:17 pm (UTC)
Да нет, не противоречит, конечно. Просто заимствованность этой схемы сделала для меня фильм Бертолуччи неинтересным.

А схема там воспроизведена в куда более определенном виде. Треугольник, который неустойчив постольку, поскольку одно из его ребер разомкнуто: между мальчиками нет связи.
mariannah
Sep. 9th, 2004 04:01 am (UTC)
Мне казалось, что оборот типа "однако не следует забывать" вводит полемический пассаж)))
К.
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow