?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По существу, единственный приз, который у меня вызывает интерес – Золотая камера в Каннах. Это приз за дебют, то есть действительно нечто осмысленное и информативное. Как правило, это очень необычные, свежие фильмы с сильной энергетикой. Вообще я всегда с интересом отношусь к дебютным фильмам, очень часто это лучшее, что снимает режиссер, а иногда и единственное. Если бы я стал писать книгу про историю кино, я бы написал «Историю первого фильма»; думаю, перед нами создался совершенно иной образ кино, если принимать во внимание только дебюты. Вот, решил поискать те фильмы-лауреаты «Золотой камеры», которые я не видел раньше, и поделиться с вами своими изысканиями.
Первый фильм в этой серии - Жако Ван Дормель / Jaco Van Dormael. Тото-герой / Toto le héros. Германия, Франция, Бельгия, 1991. В ролях: Мишель Буке, Джо Де Бэкер, Томас Годе, Гизела Улен, Мирей Перье, Хьюго Харольд Харрисон.
Ван Дормель снял еще два фильма, второй, «День восьмой», номинировавшийся на Золотую пальмовую ветвь, своего роде римейк «Человека дождя» показался мне мало выразительным, хотя игра игра дауна Паскаля Дюкена, конечно очень хороша, но все остальное как-то бледнеет. Дауны, кстати, играют и в «Тото-герое». Третий, «Господин Никто» 2009, в конкурсной программе Венецианского фестиваля, пока что недоступен.
Ван Дормель рассказывает обычную историю о том, как один человек, Тома, посвятил всю свою жизнь зависти к соседскому мальчику Альберу, сыну богатых родителей. Тома убежден, что его подменили в роддоме во время пожара, и теперь Альбер пользуется всеми благами, принадлежащими ему, в то время как он сам ведет жизнь неудачника. На самом деле его жизнь могла быть вполне удачна, но он вместо того, чтобы жениться и отдыхать в Испании, все время думает о несправедливости судьбы. При этом на самом деле как раз он отнимает у Альбера самое ценное – сначала свою сестру, в которую Альбер был влюблен, потом горячо любимую жену, после чего Альбер спивается и разоряется. В конце Альбер признается, что он как раз завидовал всю жизнь Тома, его независимости и возможности вести жизнь, какую он хочет. Вот такая незатейливая притча на тему всяк сверчок знай свой шесток, но Жако Ван Дормель, клоун по своей прежней профессии, ухитряется превратить это в совершенно блестящую и захватывающую клоунаду. Это серия эпизодов, происходящих в нескольких планах (жизнь старика в доме престарелых, воспоминаниях о детстве, воспоминаниях о зрелом возрасте, мечты мальчика, мечты старика, мертвый Тома) в каждом из которых есть какая-то странность, которая перекликается с другим эпизодом, часто далеко отстоящем от первого. Кажется, что вообще можно взять любую мелочь, вроде фантика от конфеты, и проследить, как она работает в других эпизодах. Причем Ван Дормель не подчеркивает грубо это совпадения и связи, как это делает, скажем, Жене в поставленном на 10 лет позже «Амели», а напротив, скрывает – важно чувствовать эту общую плотную ткань, а не следить за той или иной ниточкой. Равным образом в фильме масса цитат, создающих некую общую атмосферу дежавю, а не создающие отсылки к каким-либо фильмам: знаменитое «тебе нравится моя рука? тебе нравится мой пупок? тебе нравится моя нога?» превращается в простую детскую игру без претензий, становящуюся потом автоцитатой, как вот в этом, самом лиричном и напряженном эпизоде (остальной фильм совсем другой):


Это узловой эпизод фильма, где даны, в очень мелкой нарезке, порой буквально в пару секунд, плачущий старый Тома, обмывание тела Тома, интимная сцена, самое важное событие в жизни Тома, где он получает возможность наконец ощутить свою собственную жизнь, и эпизод с руками, повторяющий эпизод из детства. Здесь монтаж идет встык: рука трупа - рука женщины, голое тело трупа - голое тело женщины; тело трупа буквально переходит в тело женщины. Вообще, кажется Ван Дормель варьирует интенсивность монтажа в соответствии с интенсивностью событий - чем событие менее интенсивно, тем эпизод длиннее, тем ассоциации дальше отстоят друг от друга и тем они менее обязательны и наоборот.
"Тото-герой" своего рода ловушка для определенного сорта киноманов, для которых главное - выслеживать цитаты и аллюзии в фильме, которые вместо того, чтобы смотреть фильм, видят "кадр из Феллини, кадр из Антониони". Такие совпадения зачастую просто случайны, режиссер может просто снять собаку, а не "цитировать Тарковского" (хотя как раз показывая собаку именно как собаку он "делает оммаж" Тарковскому), и как правило ничего не дают для понимания фильма - ну играют без мяча как в Блоу-ап, и что, собственно? Просмотр кино превращается в разгадывание кроссворда, так же как превратилась в разгадывание кроссворда жизнь Тома. Тома и Альбер любят Эвелин, но на самом деле видят в ней ту девочку, в которую они были влюблены; киноман смотрит на руки Перье и видит руки ББ. "Но это же я - говорит нам Эвелин-Перье - я не та девочка и не ББ!". Мы живем в мире цитат - Дормель цитирует Годара, который цитирует Гомера, цитат уже столько, что они все сливаются и обессмысливаются; так давайте перестанем бесконечно бродить по лабиринту цитат и наконец станем собой и увидим Эвелин - примерно такой опыт предлагает нам Дормель. Даун в этом плане очень важная фигура; это спонтанный шозист, который в предметах видит только их, причем это оказывается не сколько "видением", сколько слиянием с предметом: даун видит быка и тут же становится быком, получает его силу, лежа на земле он чувствует движение крота и становится кротом.

Да, и вопрос: а вы какие знаете первые фильмы, который оказываются лучше остальных? или просто дебюты, которые сразу можно в топ?

Tags:

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
sobolevtallinn
Apr. 30th, 2010 08:55 pm (UTC)
если вынести за скобки кучу документальных фильмов, снятых Дарденнами до начала их "игровой" карьеры, то про них можно сказать, на мой вкус, что их первый художественный фильм - "Обещание" - лучше всех последующих. Почти все последующие тоже прекрасны, но "Обещание", как мне кажется, остался непревзойденным. Хотя, конечно, учитывая возраст, в котором они сняли "Обещание", и их документальный стаж к тому времени, про "дебют" говорить немного странно
mariannah
Apr. 30th, 2010 09:00 pm (UTC)
Да, Яя имею в виду именно полнометражный художественный, как некое целостное высказывание. Ван Дормель тоже короткометражки снимал до этого.
sobolevtallinn
May. 1st, 2010 07:52 am (UTC)
"Посмотри на падших" Одияра
"Нож в воде" Поланского

и уже собрался написать Менцеля, но проверил - "Поезда" не первый, а второй его фильм
про первый, который назывался "Панельные дома", я ничего не знаю
mariannah
May. 1st, 2010 07:58 am (UTC)
Панельные дома - сурово звучит.
Мне у Одиара больше всего нравится "Мое сердце биться перестало". Хотя "Посмотри на павших" конечно лучше "Пророка".
А "Нож в воде" сильный дебют. Но и потом он много чего хорошего сделал.
sobolevtallinn
May. 1st, 2010 08:05 am (UTC)
"Мое сердце" все-таки очень удачное переосмысление чужого фильма, а "Посмотри на павших" - более его "личное высказывание" :) С "Ножом в воде" я вровень бы поставил у Поланского только "Отвращение", больше ничего не люблю. То есть люблю "Жильца", но только из-за Аджани, а не за достоинства собственно фильма. Подумал еще, что гениален был и дебют Белы Тарра, но он воистину столько еше хорошего сделал, и даст бог сделает, что в предложенную Вами формулу его лучше не умещать:)
mariannah
May. 1st, 2010 08:13 am (UTC)
А для меня Жилец вообще любимый триллер. Ажани там конечно совершенно потрясающая, но сам Полански вполне достойный партнер. А вообще мне очень нравится, что он умеет снимать совершенно сумасшедшие фильмы, вроде Убийц вамприов, Пиратов или Что? И Тэсс очень большое впечатление произвел, хотя возможно из-за любви к Кински.
sobolevtallinn
May. 1st, 2010 08:20 am (UTC)
Все перечисленные Вами фильмы видел, но совсем их не люблю, простите:) Правда, вот Вы написали про "сумасшедшие", и я вспомнил еще один фильм, который мне у него нравится - "Тупик"; вот он да, натурально сумасшедший:)
vanslon
Apr. 30th, 2010 08:56 pm (UTC)
"Алмазы ночи" Яна Немеца
"Замри-умри-воскремни" Каневского
"Свобода" Лисандро Алонсо

а «Господин Никто» сейчас в прокате - сильно ругают, в основном.
mariannah
Apr. 30th, 2010 09:06 pm (UTC)
Да, "Замри-умри-воскресни" крутой фильм, но строго говоря не первый. Он до этого снял "Деревенскую историю", я не видел, но думаю ерунда какая-нибудь.
Остальные не видел, поищу.
bewenaja_viwnja
Apr. 30th, 2010 09:35 pm (UTC)
"Селия" Энн Тернер - дебютный и единственный
"Икота" Палфи
"Тайные приключения Тома Тамба" Дэйва Бортвика
"Анджела" Ребекки Миллер
"Алиса" Сильви Болльо

mariannah
Apr. 30th, 2010 09:39 pm (UTC)
Все-таки Палфи снял Таксидермию, а Миллер - Историю Джеки и Роуз, на мой взгляд вполне сопоставимые с Икотой и Анджелой.
sidner
Apr. 30th, 2010 11:20 pm (UTC)
Ситком Франсуа Озона?
mariannah
May. 1st, 2010 04:45 am (UTC)
Я бы не согласился. Последние лет шесть Озон снимает какую=то исключительную чепуху, но до этого снял три-четыре фильма лучше Ситкома.
lperry
May. 1st, 2010 07:18 am (UTC)
Пример банальный, но для меня самый яркий - "Реконструкция" Боэ. Чем дальше - тем хуже.

"Тото-герой" в свое время очень сильно разочаровал. Учитывая все, что я слышал о фильме до просмотра, ожидал много большего. Однако охотно верю, что все последующее у Дормеля - еще хуже.
byelov
May. 1st, 2010 10:01 pm (UTC)
Ридли Скот отличный снял фильм "Дуэлянты". но и потом хорошие снимал фильмы. просто, пример удачного начала.
meadowbitter
May. 4th, 2010 07:18 am (UTC)
(навскидку)

Тешигахара "Обвал"

Кайге "Желтая земля"
Имоу "Красный Гаолян"

Маль "Лифт на эшафот"

Эрисе "Дух улья"

Клюге "Прощание с прошлым"

Касаветис "Тени"

Барнет "Девушка с коробкой"

Рейш "В субботу вечером, в воскресенье утром"
Андерсон "Такова спортивная жизнь"
mariannah
May. 4th, 2010 09:00 am (UTC)
спасибо
meadowbitter
May. 4th, 2010 09:35 am (UTC)
не за что)))

Хородоровский "Фандо и Лис"
Джексон "В дурном вкусе"
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow