?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Марзих Мешкени автор двух фильмов и ряда сценариев («Будда взорвался от стыда» Ханы Махмальбаф, 2006). В то время, как глава «Дома Махмальбафов» в последние годы снимает все более претенциозные и бессмысленные фильмы (Секс и философия (2005), Крик муравьев (2006)), другие представители киноклана сохраняют верность тем принципам, на котором основано иранское кино.
День, когда я стала женщиной (Roozi ke zan shodam, 2000) состоит из трех новелл, связанных сюжетной перекличкой и общей концепцией (три возраста). В первой новелле Хаве исполняется 9 лет, т.е. она становится женщиной, поэтому ей нельзя играть с мальчиками, нужно укрываться платком и т.д. Однако она выясняет, что родилась в полдень, а сейчас только 11 часов, так что у нее еще есть законный час, пока она еще не женщина. Во второй Аху участвует в велосипедных гонках женщин, а рядом скачут ее муж, браться, отец, дяди, мулла и старейшины всячески ее проклиная. По ходу они там же разводятся, ведь для этого достаточно прочитать стих из Корана (что не мешает братьям отобрать у нее велосипед, поскольку она их опозорила). В третьей старуха Хура, у которой умер муж, покупает на все деньги то, чего у нее никогда не было – диван, холодильник, плиту и т.д. и перевозит это все в даль на плотах из бочек и поддонов, которые делали мальчики в первой новелле и беседует с женщинами-велосипедистками из второй и с Хавой.
Бродячие собаки (Sag-haye velgard, 2004) – рассказ о двух маленьких детях, у которых отец-талиб сидит в кабульской тюрьме и мать тоже сидит в тюрьме за то, что она шлюха (она вышла второй раз замуж, чтобы прокормить детей, не получив в течении пяти лет никаких известий от первого мужа). Посадил ее в тюрьму муж, причем от него зависит ее освобождение, достаточно лишь ее простить, но он этого делать не может, поскольку он очень религиозный человек. Дети, Гол-Гхотай и Захед (так же заявлены и актеры в титрах, просто именами), остаются на улице, промышляют сбором мусора и спят на холодной земле. Становится очень холодно, многие бездомные замерзают ночью, поэтому они пытаются украсть что-нибудь, чтобы попасть в тюрьму, где теплее. Крадут они самые нелепые вещи (там, собственно, нечего красть, поэтому Афганистан самая некриминальная страна), пока им не советуют сходить на фильм Витторио де Сика «Похитители велосипедов» (1948), чтобы поучиться воровскому ремеслу.

Самый интересный режиссер, с моей т.з., из «Дома Махмальбафов» Самира Махмальбаф (سميرا مخملباف). Несмотря на то, что в Афганистане все и так очень жестко, она ухитряется выбирать наиболее жесткие сюжеты. Причем «театр жестокости» совсем не ограничивается пространством кино, «гибель всерьез» распространяется на сам процесс съемки. В результате террористического акта на съемках фильма «Двуногий конь» (Asbe Do-pa / اسب دوپا, 2008) было ранено 6 актеров. а вообще это четвертое покушение на «дом Махмальбафов». Фильмы Самиры Махмальбаф многослойны – с одной стороны это качественная документалистика, но документирует она такие эпизоды, которые приобретают метафизическое измерение, при чем не на уровне притчи или аллегории, как в последних фильмах Мохсена Махмальбафа. К тому же об этом ведется повествование очень сложный языком, со специфическими деформациями повествовательных и пространственно-временных структур (язык иранского кино – это вообще отдельная темя для исследования, которыми никто, насколько я знаю, не занимается). Например специфические повторы, когда один и тот же жеребенок рождается каждый день, или монтируются дубли одного эпизода, или особая роль деталей, спровоцированная мусульманской культурой – все женщины упакованы в одинаковую синюю ткань, но Самира Махмальбаф снимает их босоножки и голые ступни, которые не менее выразительны, чем лица, и рассказывают очень много о героине (например, о социальном статусе проститутки) и вообще создает очень мощные образы, вроде отпечатка шпилек на грязи во дворе или взгляда мальчика, направленного одновременно и на  объект и отсутствующий у него, и эротический. Главный герой фильма, мальчик, которому оторвало миной ноги, сын богатого (по афганским меркам) человека, нанимает ненормального подростка себе в лошади за 1 доллар в день. Вся дальнейшая история – это демонстрация манипуляции, доминирования и унижения практически в химически чистом виде (тема, которая наименее раскрыта во всей мировой культуре, я бы даже сказал наиболее табуированная). Помимо этого он растлевает маленькую нищенку, Гол-Гхотай Карими, как бы перешедшую из «Бродячих собак» (вообще отсылки внутри фильмов Махмальбафов, их кинематографический коммунизм – это отдельная тема).

А вот Самира Махмальбаф, которая помимо всего прочего еще и красавица.

100.52 КБ
137.66 КБ

Tags:

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
sensensen
Apr. 26th, 2010 08:54 am (UTC)
все три фильма прекрасные. а старшему Махмальбафу похоже пиздец. я в жизни не дочитал только одну книгу - Робски (надо было по делу), и не досмотрел только один фильм - Секс и философия
mariannah
Apr. 26th, 2010 09:00 am (UTC)
За то его дети - его лучшее произведение.
sensensen
Apr. 26th, 2010 09:03 am (UTC)
ну Кандагар то тоже великолепный
mariannah
Apr. 26th, 2010 09:34 am (UTC)
Да у него есть и другие хорошие фильмы.
olegermakov
Apr. 26th, 2010 10:35 am (UTC)
Спасибо за информацию, я смотрел только "Кандагар", он произвел на меня большое впечатление. Теперь поищу эти фильмы. Лицо у нее прекрасное.
mariannah
Apr. 26th, 2010 10:40 am (UTC)
Их легко найти на торрентах.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow