?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Семих Капланоглу

Семих Капланоглу доводит до предела принципы минимализма. Если у Ангелопулоса минимализм сильно нагружен историей и судьбой, а у Джейлана экзистенциальными проблемами -- одиночество, некоммуникабельность (имена, которые тотчас приходят в голову), то у Капланоглу все предельно стерто. В «трилогии о Юсуфе» рассказывается о поэте, но о том, что он поэт, мы узнаем лишь из небольшой заметки, прицепленной к холодильнику. Зато «через экран» очень ощущаемо проступает фактура – пригороды Измира, родины Капланоглу. Далее поверх плетутся мелкие, бытовые действия -- персонажи могут бесконечно заваривать чай (турецкий чай, который заваривать нужно минут 10), пить его, интересоваться друг у друга, не хотят ли они чая. На этом фоне мельчайшие напряжения и изменения видны столь отчетливо, что нет никакой необходимости как-то их еще выделять.
Собственно ранний (второй) фильм Капланоглу, «Падение ангела» (Melegin düsüsü, 2005), во многом отличается от трилогии о Юсуфе. Действие происходит не в Измире, а в Стамбуле, заваленном снегом (как у Джейлана или Памука; вообще снег, дождь, сумрак, теплая одежда типичные приметы Турции у Капланоглу, как у Джейлана или как приметы Греции у Ангелопулоса). В «Падении ангела» показываются шоковые эпизоды, которые просто излишни в зрелой поэтике Капланоглу – голубоглазая девушка Зейнаб убивает своего отца за то, что он дал ей пощечину, разрезает его труп, упаковывает в чемодан и бросает в Босфор. Наличествуют также сексуальные сцены и обнаженные девушки, чего практически не бывает в турецком кино (наверное, для этого фильм сделан в копродукции с Грецией).
Трилогия, главное произведение Капланоглу (собственно, он снял очень немного фильмов, довольно поздно, около 40 лет, обратившись к художественному кино; до этого он делал рекламу, сериалы и документальные ленты и только после организации собственной студии, «КапланФильм» смог снимать то, что хочет), рассказывает о поэте-эпилептике Юсуфе. Последовательность фильмов обратная – «Яйцо» (Yumurta, 2007), повествует о Юсуфе в зрелости, «Молоко» (Sut, 2008) о юноше и «Мед» (Bal, 2010) о мальчике. Кроме того, персонажи этих фильмов не обязательно должны быть одним лицом, дается обобщенный образ поэта. Равным образом в фильмах одни и те же актеры играют разных персонажей, так голубоглазая (Капланоглу клинит на голубоглазых) модель Саадет Аской играет возлюбленную Юсуфа-юноши и девушку, влюбленную во взрослого Юсуфа.
Трилогия Капланоглу является серьезным вызовом для дискурса о кино. В русском сегменте вообще никто не удосужился сделать хотя бы чисто спойлерную рецензию, поскольку просто нечего пересказывать. Капланоглу последовательно стирает всевозможные повествования, которые дают нам некую картину мира, интерпретацию событий и и.д., и к которым мог бы присоединить свои интерпретации и концепции критик или киновед. Эпилептик Юсуф – это человек, у которого патологически отсутствует орган, отвечающий за виртуальное, а равным образом за реальное (в Лакановском смысле, или в смысле Гуссерлевского реельного). По сути, это совершенно новый тип человеческого, наряду с невротиком и шизофреником (есть, конечно, близкие ему князь Мышкин, Ульрих, Мерсо (смерть матери явно аллюзия на Камю), Рокантен, но до сих пор этот образ не получил должного развития, особенно в кино). Конечно, определенные механизмы интерпретаций у Юсуфа есть, иначе бы он не мог бы существовать. Однако это лишь конкретная интерпретация предельно конкретных вещей (в основном тюльпанообразного стаканчика с чаем). Но не более. В армию его уже не возьмут (а это огромный позор для турка; по существу это человек, стоящий вне общества). Как ему дали права, вообще удивительно (ну в Турции с этим вообще бардак, либерально в смысле). Но этот недостаток является огромным достоинством: в молчании Юсуфа открывается мир, которого мы обычно боимся и поэтому непрерывно забалтываем. И, что удивительно, в этом мире функционируют своеобразные дискурсивные структуры, совершенно сами по себе. Например, Солнце встает каждое утро, не дожидаясь, пока петух пропоет свой нарратив.
Вообще «Яйцо» очень напоминает анекдот про человека, оказавшегося на необитаемом острове с Клавдией Шиффер (только Саадет Аской круче), но, в отличие от героя анекдота, Юсуфу не нужно рассказывать об этом Раулю, более того, не нужно трахать Шиффер.

Картинка для привелечения внимания к этому посту:

Tags:

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
lperry
Mar. 23rd, 2010 09:42 am (UTC)
Спасибо! Ваше описание и некоторые параллели заставляют обратить на режиссера внимание.
roomroom
Mar. 23rd, 2010 02:19 pm (UTC)
красивая картинка
mariannah
Mar. 23rd, 2010 02:25 pm (UTC)
да, девушка -- прелесть.
322299875
Feb. 17th, 2011 02:22 pm (UTC)
понравилась трилогия, не смотря на темпоритм, смотрится легко
и спасибо за рецензию на cineticle, было интересно
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow