?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вальтер Руттман

Теперь, наконец, можно ознакомиться с творчеством Вальтера Руттмана (1887-1941) в более-менее целостном виде.
Руттман, по образованию архитектор, занимался дизайном. В 1921 году снял свой первый фильм, Опус 1, представляющий собой абстрактное движение раскрашенных в ручную пятен (первое цветное кино появилось только в 1922) под музыку Макса Буттинга, после чего снял еще несколько Опусов.
В 1927 он монтирует из документальных съемок К. Фройнда свой самый знаменитый фильм «Берлин. Симфония большого города», в котором «жизнь врасплох» (Фройнд снимал на скрытую камеру с особой светочувствительной пленкой) организуется в соответствии с абстрактным монтажом.
В 1929 году делается лента «Мелодии мира». Рамочная история про моряка, отправляющегося в путешествие, становится поводом для монтирования сцен на различные темы, происходящих в различных уголках мира. Руттман сцепляет материал по ассоциативному принципу, как правило, принципу внешнего сходства. Так, матери с детьми различных национальностей стоят в одном ряду с готическими скульптурами мадонны или со слонихой и слонятами. Еще более резкое воплощение этого принципа в переходах между сериями. Так террасы с рисовыми полями оказываются схожими с амфитеатром стадиона и т.о. осуществляется переход от «земледелия» к «спорту». Причем сами рубрики довольно случайны, произвольно делятся на три части и пересекаются (отдельно категория «труд» наряду с категориями «рыбная ловля» или «земледелие»). Моряк-повестователь не играет в фильме практически никакой роли. Он появляется несколько раз, похоже исключительно ради того, чтобы напомнить о себе зрителю, который совершенно о нем забыл. Столь же абстрактна женщина, которая широко разевает рот, как у Эйзенштейна, в батальных сценах. Странствия по миру напоминает современный вэб-серфинг, а субъект превращается в чистый знак, функция которого заключается исключительно в том, чтобы периодически подтверждать свою знаковую природу. Только в одном месте моряк пытается коммуницировать с детьми, протягивающими бананы, но при этом подчеркивается игровой характер такой коммуникации – с таким же успехом мы могли бы общаться с персонажами телешоу.
Фильм «Конец недели» (1930), кажется, уникальный случай в истории кино. Это фильм вообще без изображения. Монтируются только бытовые звуки. Тем не менее это не радио-постановка, а именно кино. Звуки столь выразительны, что должны пробудить у зрителя визуальные образы. Вспоминается Артур Пелешян (режиссер, который вообще очень похож на Руттмана), который стремился к тому, чтобы зритель музыку смотрел, а визуальные образы слушал.
В нацистский период он работает ассистентом Лени Риффеншатль (глубоко почитавшей Руттмана) в «Триумфе воли» (1935). Более серьезные задачи перед ним не ставятся, поскольку Геббельс считает его коммунистом. Однако в конце концов он начинает делать самостоятельные короткометражные агитки, вроде «Немецких танков» (1940). В этом фильме технологический процесс трактуется как абстрактный механический балет, то, что изготавливается танк, становится ясным уже к концу, а что он немецкий – из сообщения по громкоговорителю. При этом сообщение вторгается в визуальный ряд, приостанавливая действие фильма. Принцип внешнего сходства используется и здесь – погружение шестеренок в воду становится поводом для перехода к теме воспитания – мальчики прыгают в бассейн. Забавно также, что изображается производство танка Panzerkampfwagen II, который значительно уступал всем аналогам и, а в 1942 был снят с производства. Также ни разу танк не фигурирует в собранном виде, только в качестве детской игрушки.

Tags:

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
nikadubrovsky
Mar. 14th, 2010 09:06 pm (UTC)
спасибо большое!
я как раз скачала его фильмы и все не могу посмотреть..
а тут такой отличный текст появился.
Про танк еще нужно бы достать и посмотреть обязательно!
Судя по описанию, должно быть гениальное кино.
mariannah
Mar. 15th, 2010 06:57 am (UTC)
Да про танк есть в сетях. На самом деле ничего особо интересного, просто любопытно было, как Руттман пропаганду снимает.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow