?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

П. Кошта. Кровь (1989)

25.29 КБ
«Кровь» - первый фильм Педро Кошта. Собственно, я до сих пор видел только один фильм моего любимого режиссера, «Юность на марше» (http://mariannah.livejournal.com/519875.html), но от более знающих людей неоднократно слышал, что ранние фильмы хуже, и смотрел «Кровь» с опаской, но совершенно зря. Все фирменные элементы Кошта уже присутствуют там сполна, и съемка «взглядом собаки», и рембрантовская мучительная светотень, пустоты и пунктиры…
Вообще у каждого свое кино; для меня кино – это искусство организации хронотопа. Потому я и не люблю экшн или гламур (включая «Антихриста») как машины для уничтожения хронотопа. Вот Кошта как раз квинтэссенция такого искусства. Кто и что делает в фильме – остается только догадываться, поскольку главное как раз пребывание в пространствах, а не действие или сюжет.
Способов организации и типы хронотопов у Кошты практически бесконечны (можно бесконечно анализировать каждый кадр, а затем столь же бесконечно их соотношения), было бы интересно описать хотя бы некоторые из них.
Минимум пространства – умственно отсталый мальчик, сидящий всегда в загородке и (=) никогда не спящий. Он «как слепой», поскольку видеть – значит перемещаться в пространстве.
Самые простые – это ажурные конструкции, в которые помешаются герои. Вообще удивительное спонтанное табу для фотографов – нельзя, чтобы лицо что-то загораживало. Для Кошты напротив, лицо только тогда лицо, когда оно является через сетки или решетки.
26.87 КБ

38.76 КБ

Или фоны из безумных металлических сооружений непонятного предназначения, материализовавшаяся сетка декартовых координат.

32.44 КБ

Конечно, все это уже было в кино. Однако было в небольших количествах и зачастую случайно. Получается, что смотришь кино как бы по необходимости, дожидаясь, когда вдруг появится пространство. Скажем очень мной любимый режиссер Олесь Довженко (плюс гениальный оператор Демуцкий) ставит длинную сельскохозяйственную драму, от которой в памяти остается падение яблок в саду и метание Солнцевой по избе. Или Тарковский, режиссер наверное ближе всех подошедший к решению интересующих меня проблем, но опять таки на 50 процентов, остальные 50 т.н. «духовка», которая зачастую перечеркивает сделанное ранее. Можно еще перечислить множество режиссеров, для которых этот аспект важен, но вместе с тем противоборствует с идеологией фильма. Кошта продолжает уже сложившуюся тенденцию, но выводит ее на новый уровень, отказываясь от идеологии, дискурсов и нарративов вовсе (собственно это повторяется и на уровне сюжета: подростки живут в мире без Отца, в мире, где никакая инстанция не диктует, что нам запрещено (=надлежит) желать).
Этим он бросает и иной свет на предыдущую традицию – теперь можно смотреть Антониони или Вендерса «через» Кошту.

Tags:

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
murzuk
Aug. 12th, 2009 07:40 am (UTC)
А как вы к Гранрийе относитесь?
mariannah
Aug. 12th, 2009 07:43 am (UTC)
Очень люблю. Собственно Кошта и Гранрийе это примерно один тренд.
fluidite
Aug. 12th, 2009 07:50 am (UTC)
а в чем вам видится их единство?
mariannah
Aug. 12th, 2009 08:00 am (UTC)
Ну не единство, а "тренд", причем "примерно". В том, что, собственно, написано - это режиссеры, намерено ставящие в качестве главной задачи создание хорнотопа.
fluidite
Aug. 12th, 2009 08:09 am (UTC)
интересно вы видите, но мне даже их задачи видятся совсем по-разному
mariannah
Aug. 12th, 2009 08:46 am (UTC)
Загадками Вы говорите.
Вы полагаете, что Кошта не ставит задачу создавать хронотоп? Или Гранрийе не ставит? Или оба?
И какие же у них задачи, в таким случае?
fluidite
Aug. 12th, 2009 10:08 am (UTC)
мне кажется, в отличие от того же кошты гранрийе вообще не интересует хронотоп, он пытается уйти от него, стирая в своих фильмах все маркеры пространства и времени.
mariannah
Aug. 12th, 2009 10:18 am (UTC)
И как же ему это удается?
Кино, собственно, это пространственное искусство, разворачивающееся во времени. Если из кино вычесть хронотоп останется ноль. Ну или пустой экран, на котором не будет никаких изменений вообще.
fluidite
Aug. 13th, 2009 11:50 am (UTC)
ох, я, как всегда, коряво излагаю, не буду больше и пытаться.
vanslon
Aug. 12th, 2009 08:54 am (UTC)
чувствую со "Свободой" Бартаса это будет прекрасный грайдхаус )
mariannah
Aug. 12th, 2009 09:00 am (UTC)
"Свобода" не совсем характерный фильм. Я бы скорее провел параллель между Кровью и любым другим фильмом Бартаса.
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow